Мне нравится особое очарование главного нашего театра, когда играет Оркестр русских народных инструментов. Открытая сцена. Серебристый отблеск большой театральной люстры в никеле… Полушёпот заполняемого зала и почти ангельские порхания билетёрш. Прогремел третий звонок. Под аплодисменты зрителей входят и рассаживаются музыканты. Стоя приветствуют дирижёра. Ведущая Ольга Серебрякова объявляет – художественный руководитель и дирижёр оркестра Антон Жуков и «Приношение И.О. Дунаевскому» – песни из кинофильмов. И начинается торжество музыки…
Наш сегодняшний зритель приходит в зал за утешением от бед. Когда где-то совсем близко пролетают над головами мирных жителей ракеты, рушится уклад жизни… гибнут дети … Европа с обезумевшей Америкой решает не только быть или не быть Украине, а речь идет о России о нас, славянах и не больше не меньше, как о конце Света! Души ищут спасения в гармонии музыки.
И Россия, не взирая на давление, ложь и санкции, поёт свои песни на родном языке Веры, Любви и Надежды. Не зря сказал об искусстве наш генералиссимус «Эта штука сильнее смерти!».
Зал принимает Московского гостя – Владислава Косарева, солиста Государственной филармонии, заслуженного артиста Республики Карелия. Его внушительная фигура и бархатный баритон сразу обнимает пространство, заставляет жить одним дыханием. Он держит голосом зал больше двух часов, с короткими перерывами. И грохочут набатно барабаны, вздыхают басы аккордеонов, трепещут цимбалы, звенят домры и вторят балалайки. Многоголосьем говорит оркестр с залом, принимая указание повелительной палочки дирижёра, с желанием каждой группы инструментов сказать своё…
Старинный романс «Только раз бывает в жизни встреча» (муз. Б.Фомина, сл. П. Германа) входит в зал, не спрашивая билетов, от первого ряда до ярусов:
– День и ночь роняет сердце ласку…
День и ночь кружится голова!
День и ночь взволнованною сказкой…
Всё звучат твои слова …
У каждого с ними свои воспоминания…
А как поёт Косарев, не рассказать, надо слушать! Захватывая секретами импровизации, педалируя смысл, и, вдруг, затихая в конце аккорда, в том месте, где у других исполнителей, как правило, затяжное – форте… В конце песни он повторяет дважды последний куплет с особым чувством: «..где теперь твои слова?».
Когда-то распевали песенку «Маритана» на каждой студенческой вечеринке. Рассказ о любви короля к простой уличной певичке, ставшей королевой Севильи. Зал вспоминает и подпевает припев: «О, Маритана, моя Маритана!…
И только сейчас приходит осознание, почему такая популярность? Да, композитор- Георгий Свиридов! Невозможно избежать обаяния его музыки, придавшей русский размах испанскому сюжету, тем более Косарев, как от себя лично поёт: «Я никогда, никогда не забуду тебя!».
При обаятельности голоса и необычайной сценической скромности сила певца очевидна для всех. И диапазон!.. Другой резон в исполнении, экспрессионном, «Кони звери!», «Лада» – Шаинского или шлягера «Последняя электричка» (Д. Тухманова и М. Ножкина). Тут уже зал проявил себя соучастником, подпевая и прихлопывая.
Разумеется, народ также взрывается овациями и возгласами «Браво!», когда выходят из рядов оркестра свои родные солисты. Словно вторят времени пушек басы аккордеона Ярослава Назаркевича, заставляя задуматься в вычурном «Танго для Клод» Р. Гальяно… о национальных традициях.
Откуда только берется ослепительный темп у Анны Баулиной на народном инструменте – цимбалах, каждый раз удивляя красотой рук, мастерски владеющими всеми профессиональными приёмами усиления звука.
Поёт для души изящная домра в руках солистки, которую ждут – Татьяны Тершуковой. Мелодия Е. Желинского «Фантазия на тему песни В. Гаврилина «Любовь остается» явно для молодежи, хотя, как сказать… в наше время…
Меня всегда поражало тематическое разнообразие репертуара Оркестра, теплый прием зрителей в любой стране, в любом месте, от сельского клуба до русского бомонда в Париже.
Во втором отделении звучала музыка зарубежных авторов и пение Владислава Косарева на разных языках. Но преобладание и здесь России, явственно очерчивало замысел авторов, подбиравших оба отделения на тему – «МУЗЫКА ЛЮБВИ», которая, как известно, понятна без перевода.
И в этом особый талант слаженного коллектива, чутко руководимого директором Надеждой Федоровной Смолинской, вникающей во все сферы развития и роста влияния Оркестра на культурную жизнь региона.
Думается, системные концерты в театре укрепили надежды утомленного мировыми событиями зрителя в стойкой уверенности в доброй исцеляющей силе мелодий мастеров русской классики! Концерт и заземлял к народной глубине и напомнил о красоте Лад и Королев, и поднял в дали и выси искусства! А главное каждый услышал любимый инструмент, нашёл знакомую задушевную мелодию, которая сопровождала по темному, но мирному нашему городу, потому что «гармошка сумела всё говорить, не тая!»
Автор Ирина Булдакова
Фотографии Эдуарда Молчанова