Владислава Косарева знают многие как участника программы «Романтика романса» на канале «Россия «К», в которой он снимается более 10 лет, появляется он в передаче «Доброе утро» на Первом канале, в «Привет, Андрей» на канале «Россия», «Хорошие песни» на ТВЦ и т.д.
Певец много гастролирует по России, в репертуарном собрании столичного лирического баритона Владислава Косарева много программ как для симфонического, так и для народного оркестра. После одного из концертов в столице Удмуртии с оркестром «Золотая мелодия», певец дал очередное, но незаурядное, искреннее, увлекательное интервью журналисту Александру Поскребышеву.
Весна шепнет тебе: «Живи…»
Одной из традиций в наших регулярных встречах с Владиславом Косаревым стал разговор о новых песенных открытиях для артиста, который давным-давно и очень хорошо знает советскую эстраду. При этом в его репертуаре всякий раз появляются песни, которые становятся откровением как для московского певца, так и для его зрителей. А с недавней поры Владислав Косарев открыл для себя песни на стихи… Роберта Рождественского.
– Может быть, прозвучит излишне самонадеянно, но долгое время я думал, что достаточно неплохо знаком с песенным репертуаром, написанным на стихи Роберта Ивановича Рождественского, – по начальным словам певца, по взятой им интонации и артистизму в рассказе сразу становилось понятно, что за всем этим скрывается захватывающая история. – Но настоящим открытием для меня оказалась поездка на Алтай. На малую родину великого поэта в село Косиха, где проходит ежегодный фестиваль Роберта Рождественского и где свято и бережно чтут память о нем. Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с дочерью поэта – писательницей и журналисткой Екатериной Робертовной Рождественской. И именно она пригласила меня на этот фестиваль, заново открыв для меня мир удивительной поэзии Роберта Ивановича. Произошло этот в тот момент, когда я впервые приехал в Косиху и переступил порог музея поэта. Открываю увесистую книгу «Песни на стихи Роберта Рождественского», просматриваю содержание сборника, и волосы на моей голове встают дыбом! Потому как очень быстро выяснилось, что я не знал даже десятой части этих песен! А второе моё открытие песенной поэзии Роберта Рождественского произошло после того, как в своих глубоких копаниях в песенных источниках стал обнаруживать порой забытые, но совершенно потрясающие песни. К тому же меня ошеломило то, что музыку к ним нередко писал… Муслим Магометович Магомаев, с которым Роберт Иванович был очень дружен. И это была настоящая творческая и человеческая дружба двух больших личностей. Всего Муслим Магомаев написал более трех десятков песен, он обращался к стихам Расула Гамзатова, Николая Добронравова, многих других прекрасных советских поэтов, но, как мне кажется, песни на слова Роберта Рождественского они какие-то… особенные!
Магомаев вечно летящих эмоций
– А ведь многим любителям советской эстрадной песни до сих пор невдомек, что Магомаев писал много музыки, – монолог Владислава Косарева набирал темп, обороты и художественные краски. – Большинство из них могли знать разве что «Элегию» и «Синюю вечность». В реальности же, удивительный дуэт художников – Рождественского и Магомаева, создал около десяти песенных шедевров! Должен сказать, что во всем многообразии своих творческих интересов Муслим Магомаев был везде очень талантлив. Ведь до того как закончить Азербайджанскую консерваторию по классу вокала, он учился в музыкальной школе по классу фортепиано и композиции! Благодаря своему многогранному таланту и образованию Магомаев писал яркие, темпераментные и запоминающиеся мелодии. Кстати, Екатерина Рождественская говорила мне, что Муслим Магометович пристально следил за творчеством… Тома Джонса! Магомаев очень хорошо разбирался не только в оперном искусстве, его привлекала качественная музыка из большой жанровой палитры… Не помню, кто это сказал, но смысл фразы и её образ получились на редкость меткими: «Талант – это вечно летящие эмоции». И Муслим Магомаев был таким в своих песнях. Причем в двойном размере – как певец, и как композитор.
Скажу сейчас, быть может, крамольную вещь и растолкую её смысл – совершенный голос Магомаева для него самого был «вторичен», потому что что Муслим Магометович был прежде всего Творцом, Артистом! Артистом, который на первое место ставил художественную правду, а не демонстрацию возможностей своего голосового аппарата. При всем этом Магомаев обладал удивительной способностью к перевоплощению. В песне «Вдоль по Питерской», он представал разухабистым удалым русским мужиком. В «Королеве красоты» – полной противоположностью, антиподом того образа, зарождая на советской эстраде культуру восприятия твиста и рок-н-рольных мотивов. В роли Фигаро или в романсах его образы приобретали другие оттенки и грани, и везде его голос звучал по-иному. Все это говорило том, что певческий аппарат Магомаева был уникально пластичен и послушно шел за его артистическим нутром и личностью художника. Именно поэтому Муслим Магометович является огромной величиной, и таких певцов больше уже не будет. Крепких одаренных от природы вокалистов много – выучил все дисциплинированно, спел… Но вот Художников за этими голосами мы порой не чувствуем. Чаще всего мы слышим хорошо выстроенный голосовой аппарат ну и какую-то там личность… С маленькой буквы, извините. Муслим Магомаев, в первую очередь, был Художником, который творил и создавал новое, яркое, одновременно глубокое и художественно полноценное. Его талант пронзал сразу и насквозь…
«Шестидесятники», собиравшие стадионы
Завершая «первое отделение» этого интервью, Владислав Косарев представил программу «Шестидесятники», автором которой явилась Екатерина Рождественская, дочь поэта Роберта Рождественского.
– В этой программе музыка входит в соприкосновение с поэтическим словом и прозой, – певец приоткрывал замысел «Шестидесятников». – Профессиональный актер Евгений Волков читает стихи Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского, а я в сопровождении симфонического оркестра пою наши любимые песни 60-х годов. При этом Екатерина Робертовна рассказывает незабываемые сюжеты о своем отце, его друзьях, их поэзии и эпохе с её Оттепельным ароматом и энергией. Как живой носитель этой энергии, Екатерина исключительно точно и тонко передает атмосферу интересного времени в истории нашей страны. Времени, когда поэты собирали полные стадионы, где мыслям, чувствам, голосам поэтов, усиленным в микрофон, внимали десятки тысяч думающих и чувствующих слушателей. Вот скажите мне, к слову, кто сегодня способен собрать полные трибуны на огромных аренах?! Кто герой нашего времени?
Но вернусь к «Шестидесятникам» и поведаю о реальном эпизоде, о котором мне рассказала Екатерина Робертовна. Переполненный стадион и Роберт Иванович читает свои стихи. Неожиданно его голос на миг останавливается, поэт забывает строчку, на мгновение повисает пауза… Огромный людской океан, понимая, что произошло подхватывает это стихотворение и читает дальше без остановок! После этого поэт возвращается в ритм стихотворения и продолжает… Не хочу показаться занудой и ретроградом, но все же спрошу – какие стихи или какую песню сможет нынче подхватить весь стадион? Может быть, «День Победы» Давида Тухманова, и слава Богу… А что еще???
«Они вошли в мою жизнь навсегда…»
– Я не мыслю своей жизни без песен XX века. Они вошли в мою жизнь в раннем детстве и остались со мной навсегда. Композиторы, поэты и исполнители тех прекрасных песен – это дорогие моему сердцу люди, хоть я и не был с ними лично знаком. И помимо Рождественского, мне бы хотелось вспомнить еще одного поэта советской эпохи. – Алексея Фатьянова. Моя самая любимая песня на его стихи – это «Соловьи», которую когда-то блистательно исполнил солист Ансамбля имени Александрова Евгений Беляев. Когда я слышу эту песню, сразу вспоминаю своих дедушку и бабушку, которых, увы, уже нет на свете… Вспоминаю о том, как в детстве я уезжал к ним в деревню, и с замиранием сердца слушал рассказы о фронтовых буднях, о трудностях послевоенного времени.
Несколько раз мне удалось побывать в Вязниках – это город во Владимирской области, где проходит ежегодный «Всероссийский Фатьяновский праздник поэзии и песни». И как во многом благодаря Екатерине Рождественской продолжает жить творчество Роберта Рождественского, так и благодаря внучке Алексея Ивановича – Анне Китиной-Фатьяновой – живет проникновенная песенная поэзия её деда. А знаете в чем секрет этой проникновенности? Этот секрет состоит в том, что свои песни Алексей Иванович Фатьянов – светлый, чистый и жизнерадостный человек, писал по велению души и сердца. Писал не ради денег, не ради славы, не ради успеха… Думаю, что если бы он жил в наше время, то его абсолютно не интересовали бы всякие чаты, лайки и музыкальные премии. Все стихи Фатьянова были написаны ради Любви и во имя Любви! Скажете, что рецепт слишком прост? Но пусть кто-то попробует сейчас написать песню, которая будет жить не пару лет, а останется с нами навсегда? Дай Бог, если получится… И знаете, что еще удивительно? Я своими глазами видел, как на гала-концерте Фатьяновского фестиваля, но уже в Москве эти песни, написанные в прошлом веке, пели дети, приехавшие со всей России. Современные дети, выросшие в цифровую эпоху пели песни, которые были написаны несколько десятилетий назад с такой радостью, с таким энтузиазмом! В отличие от многих взрослых, они, к счастью, не потеряли ощущение правды…
Маленькие чудеса большого искусства
– «Почему я стал петь?!» – достаточно часто я задаю себе этот вопрос, – Владислав Косарев вошел в кульминацию своего монолога. – Ответ весьма прост. Мы все родом из детства. В моем детстве был черно-белый телевизор и уникальные телевизионные трансляции концертов из Колонного зала Дома Союзов. Я очень хорошо помню тех певцов, дирижеров, артистов оркестра. А еще я помню лица и глаза людей, которые затаив дыхание слушали эти выступления. Быть может, одета та публика была не по последней моде, но, сколько было в их глазах мудрости, добра, света и тепла! В какой-то момент, мне очень захотелось вспомнить те самые песни из моего детства, которые исполняли Юрий Гуляев, Муслим Магомаев, Георг Отс или Эдуард Хиль. И я очень рад, что в моей жизни когда-то появилась Алла Сергеевна Гончарова, художественный руководитель программы «Романтика Романса». И сейчас я вижу, что люди с глазами из моего советского детства продолжают приходить на съемки этой передачи, на филармонические концерты.
– Каждому известно выражение, что глаза – это зеркало души. И вы своими песнями помогаете лечить и воспитывать человеческие души.
– Не я, а та самая великая сила искусства. Наши песни, музыка и поэзия –это наш генетический код, который мы не имеем права потерять. Настоящие, глубокие песни, написанные по велению сердца – это то, что держит нас как единый народ.
07.02.2025
Официальный сайт: https://www.vladkosarev.ru
ВКонтакте: https://vk.com/vladislavkosarev_official
Телеграмм: https://t.me/VladislavKosarev_official
Одноклассники: https://ok.ru/vladislavkosarev