Рубрики
Новости

Владислав Косарев: «Алтай — моя далекая любимая родина»

Интервью Владислава Косарева для газеты “Московский комсомолец на Алтае”

Творчество поэтов-шестидесятников, в том числе нашего земляка Роберта Рождественского, и по сей день составляет львиную долю классической эстрады. Песни на их стихи продолжают звучать со сцен концертных залов, покоряя сердца слушателей своей честностью, глубиной чувств и верой в прекрасное будущее, оставаясь «голосом оттепели», и, вместе с тем, говоря с современным поколением на понятном им языке. О том, почему людям нужны стихи о любви, кого еще можно отнести к «шестидесятникам», и случайны ли случайности, мы поговорили с любимцем алтайской публики, участником литературного фестиваля Роберта Рождественского, артистом Владиславом Косаревым.

«Косиха — это образы моего детства»
Глядя на современные субкультуры, основанные, по большей части, лишь на внешнем виде и музыкальных предпочтениях, сложно себе представить, что когда-то подобное объединение людей, рожденное эпохой «оттепели», не только состояло из советской интеллигенции, но и дало название целому периоду — эпохе «шестидесятников». Рожденные в 1920–1930-е гг., они творили под влиянием мощного исторического фона, застав множество событий, перевернувших жизнь не только родной страны, но и всего мира. Яркие личности поэтов, их особый стиль и манера письма — все это по сей день находит отклик в сердцах и душах людей. Артист Владислав Косарев, активно включающий в свои концертные программы песни на стихи «шестидесятников», — яркое тому подтверждение. «Ноктюрн», «Мгновения», «Твои следы», «Верни мне музыку», «Свадьба» и многие другие композиции в его исполнении снискали любовь и признание, причем как у современников поэтов, так и у совсем юного поколения. А жители Косихи, родной деревни Роберта Рождественского, и вовсе ждут артиста, как родного. Впрочем, и сам певец признается, что на Алтай приезжает как на свою вторую родину.

«Косиха для меня дорога тем, что когда идешь по скошенной траве, ощущаешь эти запахи, встречаешь этих бабушек, которые что-то продают: пирожки, квас… Кто-то достает гармошку. Вы не представляете, каких усилий мне стоит, чтобы не расплакаться — это звуки, запахи, образы моего детства. До того как уехать в Москву, я почти восемь лет (если сложить все месяцы проведенные там) прожил в деревне на юге Смоленской области. Я понимаю, что только такая простая и одновременно великая сибирская земля могла дать миру такого удивительного поэта как Роберт Рождественский. Поэтому Алтай для меня как моя далекая любимая родина», — говорил артист перед тем, как вновь выйти на уже знакомую косихинскую сцену на Яру любви.

— Владислав, вернуться на сцену фестиваля Роберта Рождественского через несколько лет — какого это? Похоже ли на встречу со старым другом?

— Возвращение на фестиваль Роберта Рождественского — это очень волнительно. И, конечно, это похоже на встречу со старым другом. Точнее, со старыми друзьями — я говорю, прежде всего, о зрителях. Это волнительно и по той причине, что я бывал и выступал здесь неоднократно. И в последний мой приезд у нас был прекрасный концерт в сопровождении симфонического оркестра: прямо в Косихе, под открытым небом, полтора часа звучали песни на стихи Роберта Ивановича. Непросто опять выходить на сцену и чем-то увлекать людей, радовать, удивлять: в конце концов, они слышали меня уже не раз, и вновь быть интересным собеседником для своих зрителей — это весьма и весьма сложная задача.

— Расскажите подробнее о программе «Шестидесятники», которую вы представили на сцене алтайской филармонии вместе с дочерью Роберта Ивановича Екатериной Рождественской и Евгением Волковым.

— Я не могу точно сказать, когда впервые у нас возникла эта идея, но если вспомнить наши встречи с Екатериной и Евгением, то, даже просто общаясь на разные темы, мы всегда как-то, волей неволей, возвращались к этому удивительному периоду нашей страны и, конечно, говорили, прежде всего, о Рождественском. Но также заходила речь и о Вознесенском, Евтушенко, Окуджаве и в целом об этом удивительном, уникальном периоде нашей истории. Шестидесятые годы — это какой-то колоссальный взлет творческой мысли и в музыке и в литературе, это время удивительных, ярких событий. Вспомните, ведь после ужасной, кровопролитной войны, измотанная, полуразрушенная страна вдруг совершила уникальный технологический рывок – человек полетел в космос! Для меня Юрий Гагарин — это тоже шестидесятник, как бы странно это ни прозвучало.

— Если не секрет, кто ваш любимый «шестидесятник»?

— Ну, конечно, мой любимый «шестидесятник» — это Рождественский. И не потому, что мы с Екатериной Робертовной очень дружны. Для меня Рождественский — он такой… очень родной. Он какой-то очень свой: открытый, теплый, любящий. Он очень близкий и понятный. И он настолько многообразен в своем поэтическом творчестве, что, обращаясь к его поэзии в самые разные периоды своей жизни, я всегда нахожу в его стихах поддержку, утешение, надежду, свет…

— В феномене шестидесятников поражает то, что все они: молодые, отважные, талантливые и яркие, шокирующие «добропорядочную» публику, собрались именно в тот период времени вместе, в одной географической точке. На ваш взгляд, это была судьба или случайность?

— Я считаю, что случайностей в нашей жизни вообще не бывает, во всем есть какой-то удивительный, скрытый глубинный смысл. Видимо, нашей стране, а может быть, даже всему миру (потому что шестидесятников любят и ценят не только в России) был нужен вот этот творческий импульс, который вспыхнул в те годы и остался с нами навсегда. Когда мы смотрим на ночное небо, мы знаем, что какие-то из звезд давно уже умерли, они растворились во Вселенной, но их свет еще долетает до нас, и мы любуемся этим удивительным сиянием. И с шестидесятниками такая же история. Да, физически они, к сожалению, ушли из этого мира, но тот импульс, который они несли в своем сердце – он остался с нами навечно.

«Все начинается с любви»

— Как известно, встреча Хрущева с творческой интеллигенцией 7 марта 1963 года закончилась разносом шестидесятников за «несоветское» искусство. А за что можно отчитать современных поэтов и исполнителей?

Если мы говорим о настоящих поэтах, которых сейчас — считанные единицы… во-первых, осуждать и отчитывать настоящих поэтов ни в коем случае нельзя. Их во все времена было очень мало, у них, как правило, очень тонкая «кожа», очень хрупкая душевная организация. Поэтов надо беречь и помнить, что они ведь очень часто опережают свое время и мы не всегда можем их оценить по достоинству. А если мы говорим, скажу аккуратно, — о рифмоплетах, которые считают себя великими поэтами… Им можно только посочувствовать. Это, кстати говоря, касается и исполнителей. В любой сфере, если человек творит, если то, что он рождает, исходит из сердца в сочетании с талантом, который дал Господь, то это великое чудо. В нашей современности, к сожалению, очень много псевдопоэтов и псевдоисполнителей, для которых на первом месте не творчество, не желание донести до людей что-то очень важное, высокое, настоящее, светлое… а банальное желание срубить денег, отработать повесточку дня и набить собственный карман. Бог им судья, жизнь все расставит по своим местам.

— Если представить, что Роберт Рождественский жил бы сегодня, о чем бы он писал? Что думал бы о нашем времени, поколении, музыке? Нашел бы он среди наших современников своих единомышленников?

— Если бы Роберт Рождественский жил сейчас, для нас это было бы огромное счастье и величайшая радость. Он бы наверняка очень тонко чувствовал бы наше время, понимал все его светлые и темные стороны и, написал бы не одно стихотворение, каждое из которых нас бы поддержало, что-то объяснило, открыло, направило бы на нужный путь, наполнило наши души силой и верой. И, конечно же, нашлось бы огромное количество людей, которые бы слушали его, внимали ему, которые ходили бы на его поэтические вечера. Я нисколько бы не удивился, если бы Роберт Рождественский, живя в наше время, без проблем собирал бы стадионы.

— Когда думаешь о творчестве Роберта Рождественского, невольно вспоминаешь ту высокую, порой даже героическую патетику, ту масштабность, с которой он писал. Однако при этом, его произведения находят отклик у самого разного круга слушателей и читателей, будь то культуровед или механик. На ваш взгляд, что именно в творчестве Роберта Ивановича способно затронуть струны души любого человека?

— Рождественский удивителен и прекрасен тем, что, во-первых, он абсолютно искренен в каждой своей строчке. Во-вторых, у него нет сложных, заумных метафор. Он может говорить о глубоких, сложных, великих вещах очень простыми, доступными, искренними словами, Поэтому он близок абсолютно каждому человеку. И причина еще и в том, что, как он написал однажды, — все начинается с любви. И вот эта самая любовь, она пронизывает абсолютно все поэтические творения Рождественского. И на эту любовь откликается любое человеческое сердце вне зависимости от возраста или от рода занятий. Именно любовь первопричина того, что Рождественский был очень востребован тогда, в 20 веке и он крайне необходим нам сейчас.

«В наших песнях правда и любовь к жизни»

— Неоценимое влияние на мировоззрение шестидесятников оказала Великая Отечественная война. Боль всего, что было пережито советским народом в годы тяжелейших испытаний, легла в основу множества произведений, оставивших неизгладимый след, как в сердцах слушателей, так и в музыкальной истории. Не стал исключением и Роберт Рождественский. Даже песни из телефильма «Семнадцать мгновений весны», которые формально написаны не о войне, а лишь звучат в фильме о ней, неразрывно связаны в сознании людей с подвигом, тоской по родной земле и долге. А как часто к военной и послевоенной теме в своем творчестве обращаетесь вы? И может ли музыка и стихи силой искусства разить врага?

— Песни войны занимают очень важное и значимое место в моем творчестве. Для меня это, прежде всего, память о том подвиге, который совершил наш народ. Это память о моем дедушке, который закончил войну в Чехословакии, а пришел домой только в декабре 46-го, потому что воевал на западной Украине. И очень многие песни о Великой Отечественной войне я услышал именно от него. Интересная вещь – казалось бы, эти песни повествуют нам об очень страшных, тяжелых, нечеловеческих событиях. Но, тем не менее, в этих песнях чувствуется какая-то удивительная жажда жизни, человеколюбие, вера в торжество света над тьмой. Какая-то удивительная сила есть в этих песнях! Именно поэтому мы их так ценим и любим. Эти песни вдохновляли и поддерживали людей, находящихся на передовой или в тылу. Они вселяли в веру в нашу победу, они вдохновляли человека на подвиг. И можно сказать, что наряду с «катюшами», истребителями и подводными лодками, наши песни в том числе, были оружием нашей победы.

— Творчество Роберта Ивановича неразрывно связано не только с Алтаем, но и с вашей малой родиной. В 1955 году Рождественский издал свою первую книгу под названием «Флаги весны». Она вышла в издательстве «Карелия» в Петрозаводске. Там же, год спустя, была опубликована поэма «Моя любовь». Как у вас на родине относятся к творчеству поэта? Помнят ли, чтят ли?

— На моей малой родине в Смоленске, к сожалению, не так часто проходят мероприятия, посвященные Роберту Ивановичу. Но, к счастью, Екатерина Рождественская очень много гастролирует по России, проводит разные мероприятия, концерты, встречи и выставки, в том числе и в Смоленске. Поэтому, благодаря ее неуемной энергии и энтузиазму, люди не забывают, а кто-то и открывает для себя творчество Роберта Рождественского.

— Можно не знать Рождественского-переводчика и даже Рождественского-поэта, но невозможно прожить жизнь в нашей стране и ни разу не услышать песни на стихи Роберта Ивановича. Их, без преувеличения, поют миллионы, а сам Рождественский обладал невероятным даром интонации, — так естественно его стихи ложатся на музыку. А есть ли произведение, написанное Робертом Ивановичем, которое вы мечтали бы исполнить, но еще не сделали этого?

— Если говорить о песнях, я думаю, наберется не один десяток произведений на стихи Рождественского, которые совершенно незаслуженно забыты. И те зрители, которые смотрели трансляцию нашего концерта или присутствовали в концертном зале филармонии, они вместе с нами порадовались тому, что на концертную эстраду вернулась песня, не звучавшая более 40 лет. Она называется «Приснившаяся песенка», автор музыки Муслим Магомаев, стихи Роберта Рождественского. Я думаю, что таких открытий, таких возвращений будет еще очень много. Рождественский нам всем очень нужен. И я считаю, что пока люди способны любить и радоваться жизни, с ними, в их сердцах всегда будет поэзия Роберта Рождественского.

Евгения Попова

https://brl.mk.ru/culture/2024/07/19/vladislav-kosarev-altay-moya-dalekaya-lyubimaya-rodina.html